Гуманитарные принципы, на которых строится деятельность Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, были им четко кодифицированы и унифицированы. Вот семь основополагающих принципов этого движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность.
Красный Крест, Красный Полумесяц
Однако гуманитарная деятельность получила широкое развитие и за пределами этого Движения, а гуманитарные принципы получили иную интерпретацию, с целью повысить эффективность операций по оказанию гуманитарной помощи. Это относится, например, к принципу нейтральности. В слишком строгой интерпретации этого принципа, а также в соблюдении абсолютной конфиденциальности некоторые активные участники гуманитарных акций видят помеху для действенной защиты жертв конфликтов.
Позиция молчания, избранная Международным обществом Красного Креста во время Второй мировой войны, оказалась в центре полемики по относительно этого принципа. Такая организация, как «Врачи без границ», отказавшись связать операции по оказанию помощи с условием конфиденциальности, использует свидетельство об участи жертв в качестве дополнительного средства их защиты.
Итак, современная гуманитарная деятельность пользуется меньшим количеством терминов, а именно: гуманность, независимость, беспристрастность и нейтральность, интерпретация которых связана с их оперативной действенностью. В наше время нейтральность является уже не абсолютной догмой гуманитарной акции, а скорее средством, ценность которого в некоторых ситуациях может быть поставлена под вопрос.
Эта дискуссия относительно нейтральности гуманитарной деятельности сегодня ставит вопрос о существовании принципа ответственности гуманитарных организаций перед лицом проявления крайней жестокости в отношении мирных жителей.
Со своей стороны, гуманитарное руководствуется лишь двумя принципами. Согласно Женевским конвенциям, организации по оказанию помощи должны отвечать двум требованиям: они должны быть гуманитарными и беспристрастными. В них также установлено некоторое число оперативных принципов, касающихся конкретной деятельности этих организаций в области оказания помощи или защиты.
1. Принцип гуманности
Согласно определению Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, этот принцип, являясь обоснованием любой медицинской или социальной деятельности, гласит, что при любых обстоятельствах с человеком должны обращаться гуманно. Чтобы гарантировать гуманитарный характер организации или мероприятия по оказанию помощи, необходимо иметь возможность доказать, что они руководствовались единственно гуманными соображениями. Поэтому этот принцип предполагает полную независимость организации, занимающейся оказанием помощи, от всевозможных требований негуманитарного характера.
2. Принцип независимости
Гуманитарная деятельность должна быть независимой от любого политического, финансового или военного давления, она должна быть свободна от любых ограничений и принуждений, и ее единственной целью должна быть защита человеческого существа. Организации, оказывающие помощь, должны быть готовы предъявить доказательства своей независимости от всякого принуждения: финансового, экономического, политического или религиозного характера. Операции по оказанию помощи также должны быть свободны от любого вида давления: военного, политического, идеологического или экономического.
В свете понятия независимости проясняется различие между гуманитарной деятельностью, которую ведут государства, и той, которой занимаются частные организации. Тот факт, что организация является частной, само по себе еще не есть доказательство ее независимости. Важно принимать во внимание такие элементы, как общее финансирование организации, ее основополагающие принципы, и в первую очередь, транспарентности ее деятельности.
3. Принцип беспристрастности
В Женевских конвенциях гуманитарная операция по оказанию помощи характеризуется как «беспристрастная». Этот важнейший принцип гуманитарной деятельности определяет оказание помощи при полном отсутствии дискриминации. Он напоминает нам о равенстве людей перед лицом бедствия. Никто не может быть оставлен без помощи, в которой он нуждается.
Под беспристрастностью следует понимать не математическую точность в распределении помощи, когда под тем предлогом, что никому не следует оказывать предпочтений, помощь распределяется поровну между сторонами. Беспристрастность требует, чтобы помощь оказывалась в первую очередь тем, кто в ней более всего нуждается, к какой бы категории они ни принадлежали.
Этот ключевой принцип гуманитарной помощи состоит из двух взаимодополняющих элементов:
— необходимо распределять помощь и обращаться с жертвами гуманно, без малейшего неблагоприятного различия по признакам расы, религиозной принадлежности или политических воззрений или принадлежности к любой из сторон в вооруженном конфликте;
— приоритетом при оказании помощи, в особенности медицинской, пользуются те, кто в ней более всех нуждается. Этот второй принцип предполагает, что гуманитарная помощь оказывается не по принципу равенства, а по принципу справедливости в зависимости от степени уязвимости и особых потребностей пострадавших лиц и населения. Оказывающим помощь разрешается расставлять приоритеты исходя из важности и неотложности потребностей населения и отдельных лиц. Принцип беспристрастности и отсутствия неблагоприятного различия между жертвами был признан Международным Судом основополагающим, что позволяет проводить различия между законными действиями по оказанию гуманитарной помощи и незаконным вмешательством государства во внутренние дела другого государства. (См. судебную практику ниже)
4. Принцип нейтральности
Нейтральность заключается в том, чтобы не принимать непосредственного участия в конфликте, также не становясь союзником одной из воюющих сторон. Это понятие связано с международной политикой, его использовали некоторые государства, чтобы оставаться вне военных союзов и конфликтов, в которые вступили их соседи. Расширение сферы применения этого принципа на организации по оказанию помощи требует некоторой его адаптации и иного толкования данного понятия.
• Государственный нейтралитет зависит от специфического режима, который определен в военном праве. Нейтральное государство обязуется не принимать участия в военных действиях, воздерживаться от любых враждебных актов или действий и от любого действия, которое могло бы дать военное преимущество одной их воюющих сторон.
• Нейтральность в гуманитарной сфере состоит в необходимости признать, что сами по себе операции по оказанию помощи не должны рассматриваться ни как враждебные действия, ни как эффективное участие в военных усилиях одной из воюющих сторон.
Изначально этот принцип давал защиту от военных действий членам обществ по оказанию помощи.
Он является одним из основных принципов международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, которое, стремясь сохранить всеобщее доверие, воздерживается от участия в военных действиях, а также на постоянной основе в любых разногласиях политического, расового, религиозного или идеологического порядка. Доктрина Красного Креста относительно нейтральности изменилась в 1990 годы, когда было принято решение, что изобличение серьезных нарушений гуманитарного права, совершенных разными сторонами в конфликте, не следует расценивать как участие в политических спорах и, следовательно, не нарушает нейтралитета организации.
Наряду с Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительным протоколом I 1977 года, этот вопрос рассматривают многие другие международные конвенции:
— Парижская морская декларация 1856 года, закрепляющая некоторые правила морского права в военное время;
— Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
— Гаагская конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.;
— Гаагская конвенция 1907 г. о применении к морской войне начал Женевской конвенции от 6 июля 1906 года;
— Гаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.;
— Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г.;
Оперативные принципы
• Основополагающие гуманитарные принципы должны получить практическое применение в операциях по оказанию помощи, поскольку именно благодаря им гуманитарные организации имеют определенные права и обязанности.
• Только два из семи основных принципов Красного Креста фигурируют в четырех Женевских конвенциях (включая два Дополнительных протокола) при определении гуманитарной деятельности. Речь идет о принципах гуманности и беспристрастности, которые Международный Суд также возвел в критерии квалификации любой гуманитарной деятельности (Дело о военной и полувоенной деятельности в Никарагуа и против нее, 1986).
• Конвенции предоставляют общее право на гуманитарные инициативы «гуманитарным и беспристрастным» организациям по оказанию помощи.
Это право на инициативы дополнено специфическими правовыми нормами, касающимися конкретных операций по оказанию помощи, предусмотренными Женевскими конвенциями и их Дополнительными протоколами.
• Любой беспристрастной гуманитарной организации могут быть предоставлены:
— свободный доступ к жертвам в ситуации вооруженного конфликта;
— право свободной оценки гуманитарной помощи, в которой нуждаются жертвы;
— право предпринимать меры по оказанию помощи, когда население страдает от чрезмерной нехватки из-за недостатка снабжения жизненно важными поставками;
— право контролировать, чтобы предоставление помощи было свободно от какого бы то ни было неблагоприятного отличия и было основано исключительно на существующих потребностях;
— право лечить больных в любое время и в любом месте в соответствии с принципами медицинской этики (деонтологии);
• Организации по оказанию помощи должны соблюдать и уважать эти оперативные стандарты в своей каждодневной работе.
Их можно применять в любой ситуации вооруженного конфликта. Также необходимо приводить их в соглашениях, подписанных между гуманитарными организациями и государственными органами власти и прочими.
Тем самым организации по оказанию помощи участвуют в консолидации и укреплении международного обычая оказания гуманитарной помощи. В противном случае, они рискуют еще более ослабить принципы международного гуманитарного права.
— Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г.;
— Лондонский протокол 1936 г. о правилах ведения подводной войны, предусмотренных в Лондонском договоре 1930 г.
Принцип нейтральности оказался в центре длительной полемики относительно молчания МККК во время Второй Мировой войны. Впоследствии параметры этого принципа были пересмотрены.
• В наше время нейтралитет более не представляется незыблемым принципом гуманитарной деятельности, став вместо этого оперативным принципом. Это означает, что его будут соблюдать лишь в силу его эффективности при проведении операций по оказанию помощи. Признано, что этот принцип необязательно идет вразрез с общественным мнением. Нейтральность не является синонимом обязанности хранить молчание или соблюдать абсолютную конфиденциальность. В зависимости от ситуации или от вида практикуемой гуманитарной деятельности, этот принцип проявляется по-разному. Нейтральность не противоречит сообщению информации с целью защиты общих интересов жертв и с уважением к определенной деликатности некоторой информации.
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца одобрило свой собственный переход к публичным разоблачениям серьезных и систематических нарушений гуманитарного права, в частности, во время конфликта в бывшей Югославии.
военное преступление – преступление против человечности
- Принцип гуманитарной ответственности.
Существование совокупности этих принципов, в первую очередь, оперативных, ставит вопрос об ответственности организаций по оказанию помощи, в частности, в случае несоблюдения этих принципов. Применение гуманитарного права не может полагаться только на воюющие стороны, оно держится также на праве и на инициативах гуманитарных организаций. Практически невозможно обойти ответственность этих организаций, присутствующих в качестве непосредственных участников в таких конкретных ситуациях, когда их вмешательство для оказания помощи не позволяет обеспечить безопасность и защиту жизни населения. Это происходит, например, когда поступающая помощь присваивается воюющими сторонами или используется в качестве ловушки или в актах насилия против населения. Наконец, ответственность гуманитарных организаций может быть также поставлена под сомнение, когда их сотрудники являются непосредственными свидетелями преступлений и других серьезных нарушений гуманитарного права. Эти аспекты более подробно рассматриваются в разделе, посвященном ответственности.
Судебная практика
В своем судебном решении по Делу о военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа (Никарагуа против Соединенных Штатов Америки) (Activités militaires et paramilitaires au Nicaragua et contre celui-ci (Nicaragua c. Etats-Unis d’Amérique), fond, arrêt. C.I.J. Recueil 1986, p. 14; на русском языке «Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного суда», 1948-1991 гг., с.198-213) Международный Суд заявил, что «не подлежит сомнению, что сугубо гуманитарная помощь лицам и силам, находящимся в другой стране, независимо от их политической принадлежности и целей, не может считаться незаконным вмешательством или другим образом противоречить международному праву. Свойства такой помощи указаны в первом и втором основных принципах, провозглашенных на двадцатой международной конференции Красного Креста в следующих словах «Движение Красного Креста, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне, предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами. Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается» (§ 242 полного текста, частично с.207). По мнению Суда, вмешательство во внутренние дела другого государства только тогда не подлежит осуждению, когда «гуманитарная помощь» не только не выходит за рамки целей, закрепленных практикой Красного Креста, а именно «предотвращать и облегчать страдания людей» и «защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности», но и, в первую очередь, «оказывается без дискриминации всем лицам, нуждающимся в ней в Никарагуа, а не только «контрас» и их близким» (§ 243).
(…) Суд заключает, что предлог, основанный на защите прав человека в Никарагуа, не может послужить юридическим оправданием поведению Соединенных Штатов и не согласуется в любом случае с судебной стратегией государства-ответчика, опирающейся на право коллективной самообороны (…) применение силы не может считаться приемлемым методом проверки и обеспечения соблюдения этих прав» (§ 268).
См. также
чрезвычайная помощь ▸ защита ▸ право на гуманитарную инициативу ▸ право доступа ▸ международное гуманитарное право ▸ Красный Крест, Красный Полумесяц ▸ неправительственная организация (НПО)
Контакты
https://www.icrc.org/ru/resource-centre/result
http://www.sphereproject.org/sphere/en/handbook/language-versions/
БИБЛИОГРАФИЯ
ЛЕВИНАС Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с.
BLONDEL J. L., « Genèse et évolution des principes fondamentaux de la Croix-Rouge et du Croissant-Rouge », Revue internationale de la Croix-Rouge, n° 790, juillet-août 1991, p. 369-377.
КАРЛЬСХОВЕНФ. Беспристрастностьинейтральностьвгуманитарномправеипрактике, Харроф-Тавель: изМеждународногожурналаКрасногоКреста, ноябрь-декабрь 1989 г. 45 с. (См. также KALSHOVEN F., Impartialité et neutralité dans le droit et la pratique humanitaires, CICR, Genève, 1989 (tiré à part de la Revue internationale de la Croix-Rouge).
MATTLI K. ET GASSER J. « Neutralité, impartialité et indépendance : la clé de l’acceptation du CICR en Irak », Revue internationale de la Croix-Rouge, n°869, mars 2008. Disponible en ligne sur http://www.icrc.org/fre/assets/files/other/irrc-869_mattli-gasser-fre.pdf
SWINARSKI C. (rédacteur), Études et essais sur le droit international humanitaire et sur les principes de la Croix-Rouge (en l’honneur de Jean Pictet), CICR, Martinus Nijhoff Publishers, 1984, 1143 p.
THURER D., « La pyramide de Dunant : réflexions sur « l’espace humanitaire » », Revue internationale de la Croix-Rouge, n°865, mars 2007. Disponible en ligne sur http://www.icrc.org/fre/assets/files/other/irrc-865-thurer.pdf